Общественная Палата Владимирской Области
О палате   Деятельность   Документы   Новости   Фото   Контакты   Конкурсы   Партнеры
Общественная Палата Владимирской Области
 
15/08

Всероссийский опрос: «Семейная политика: меры поддержки глазами семьи»
12/08

Утвержден член Общественной палаты Владимирской области
01/08

Всероссийский союз пациентов сообщает o проведении 28 ноября - 1 декабря 2019 года, в Москве X Всероссийского конгресса пациентов
 
Новости  
 
Государственная поддержка ННО
 
23/03

21 марта 2017 г. ВООО АРДИ «Свет» совместно с Владимирским отделением «Общероссийского народного фронта» провели семинар для родителей детей-инвалидов и круглый стол «Инклюзивное образование – право обучаться вместе».

В круглом столе приняли участие Уполномоченный по правам человека Владимирской области, со-председатель Владимирского регионального отделения «Общероссийского народного фронта» Людмила Валерьевна Романова, представитель Уполномоченного по правам ребенка во Владимирской области, члены Владимирского отделения «Общероссийского народного фронта», Общественной палаты Владимирской области, а также руководители образовательных учреждений города и области, реализующие инклюзивное образование, педагоги, логопеды, психологи, работающие с детьми и молодыми людьми с инвалидностью, преподаватели, студенты ВГУ и, конечно же, родители детей-инвалидов.

Все участники семинара, круглого стола были зрителями спектакля «Все дети должны учиться вместе», который представили образцовый театр «Дружбы и Добра особенных детей и молодых людей» ВООО АРДИ «Свет» совместно с учащимися средней общеобразовательной школы № 19 города Владимира.

Любовь Ивановна Кац, председатель Совета ВООО АРДИ «Свет», член штаба Владимирского отделения «Общероссийского народного фронта», член Общественной палаты Владимирской области, рассказала о полезности и реализации инклюзии на примере совместной постановки Театр «Дружбы и Добра особенных детей» ВООО АРДИ «Свет» и учеников СОШ № 19 города Владимира. Она рассказала, что родители этих учеников благодарны, что их дети участвуют в совместных спектаклях, они видят положительные изменения в своих детях, и многие родители других учеников так же хотят, чтобы их дети участвовали в этом проекте.

Людмила Валерьевна Романова, Уполномоченный по правам человека Владимирской области, со-председатель Владимирского регионального отделения «Общероссийского народного фронта» поприветствовала участников семинара и круглого стола. Отметила, что право на инклюзивное образование – это совместная комплексная работа. Во Владимирской области проводятся проверки и мониторинг исполнения поручений и Указов Президента РФ, в том числе по внедрению инклюзивного образования. По итогам проверки выявлены случаи не обучения детей-инвалидов в Александровском районе, родители детей не знали о возможности организовать образовательный процесс для детей. Губернатору Владимирской области С.Ю. Орловой направлены предложение о проведении мониторинга соблюдения права на образования детей-инвалидов.

Оксана Георгиевна Сторожук, юрист, член Совета ВООО АРДИ «Свет», член Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам человека во Владимирской области выступила с докладом «Инклюзивное образование – право обучаться вместе. Законодательство РФ». Она рассказала, что понятие «инклюзивное образование» нашло отражение в различных документах. Например, Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»; Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»; и в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 01 сентября 2013г, а так же о новом Федеральном государственном образовательном стандарте для детей с ограниченными возможностями здоровья. Всем участникам семинара, круглого стола были подготовлены и выданы Нормативно – правовые документы, регламентирующие инклюзивное образование.

С презентацией «Инклюзивное образование. Из истории инклюзивного образования во Владимирской области» выступила Любовь Ивановна Кац. Она рассказала о реализации инклюзивного образования во Владимирской области с 1999 года. Уже 17 лет работают классы для глухих и слабослышащих, с 2005 года во Владимирской области один из первых регионов, где дети и молодые люди с инвалидностью, которые не обучались раннее стали получать профессию. В общеобразовательные массовые детские сады и школы берут на обучение детей с синдромом Дауна, детей с РАС.

Несмотря на достижения в деле реализации права на образование, инклюзивное образование, остаются проблемы. Любовь Ивановна отметила такие проблемы как отсутствие информированности родителей о правах детей, о формах получении образования; отсутствие статистики о детях – инвалидах, получающих образование. В Кольчугинском детском доме-интернате для умственно отсталых детей, все еще остаются дети, которые не зачислены в какие-либо образовательные учреждения, а значит, не реализуется их право на образование.

Любовь Ивановна предложила:

• Проводить общероссийский мониторинг обеспечения детей-инвалидов образовательными услугами, а также зачисления детей-инвалидов в образовательные учреждения.

• Обеспечить обучение всех детей – инвалидов, в том числе проживающих в учреждениях социальной защиты, в домах - интернатах для умственно отсталых детей.

• Принять программу постоянного повышения квалификации и проведения регулярных курсов переподготовки работников образовательных учреждений по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья различной потребности.

• Во всех педагогических Вузах предусмотреть курс обучения студентов «инклюзивному образованию». Для уже работающих специалистов проводить их повышение квалификации «инклюзивному образованию» в институтах повышения квалификации работников образования.

• Ввести «Уроки доброты» в общеобразовательных организациях как обязательные уроки в предмете Естествознания.

Об опыте работы инклюзивного образования в начальной школе гимназии № 73 рассказала заместитель директора гимназии Новикова Раиса Алексеевна.

Руководство школы и педагоги начали работу по созданию условий для реализации инклюзивного образования с 2012 г. В первую очередь, позаботились в повышении квалификации педагогов, создания методической поддержки учителей. На базе гимназии прошла летняя школа когнитивной подготовки. В 2015 году создан центр развития инклюзивного образования. Было отмечено, что для реализации инклюзивного образования необходимы финансовые вливания, подготовка специалистов: учителей, психологов, логопедов, социальных педагогов, дефектологов, тьютеров. Также необходимо сопровождать родителей детей с особыми образовательными потребностями, чтобы вместе с ними подобрать такую образовательную программу, которая была бы во благо ребенку и не нанесла вред его здоровью. Школа принимает детей с легкими умственными ограничениями и с легким аутизмом. Их обучение по программе начальной школы проходит за 4-6 лет. За это время проходит выравнивание детей, адаптация и подготовка к обучению в обычных классах средней школы.

Внесено предложение развивать сети взаимодействия специалистов образования, медицины, социальной защиты, психологов в целях сопровождения родителей детей-инвалидов и детей-инвалидов, подготовки образовательного маршрута.

Директор МБОУ «СОШ № 34» Семёнова Елена Борисовна рассказала о работе с детьми с ВОЗ в своей уникальной школе. В школе давно существуют классы выравнивания, которые стали основой для реализации инклюзивного образования в школе. В обычной образовательной среде организовано обучение детей с умственными отклонениями благодаря квалифицированным специалистам: учителям, логопедам, педагогам-психологом, дефектологам, а так же тьютерам.

Елена Борисовна, предложила в целях реализации инклюзивного образования сохранять классы выравнивания, предусмотреть возможность создания разновозрастных классов с возможностью обучения детей по адаптированным образовательным программам.

Лицей №14 г. Владимира уже 17 лет обучает детей неслышащих и слабослышащих. Об интеграции детей с нарушениями слуха в общеобразовательное пространство в условиях ФГОС для детей с ОВЗ рассказала Москвина Елена Валентиновна. Елена Валентиновна отметила проблемы, с которыми сталкивается школа: недостаточное финансирование и дороговизна учебных комплектов для детей неслышащих и слабослышащих; трудности повышения квалификации учителей по инклюзивному образованию.

Мария Сергеевна Беспалова, учитель –логопед ДОУ № 71, отметила что родители детей-инвалидов сталкиваются с преодолением негативного отношения родителей других детей, одноклассников к детям с ОВЗ. Существуют и проблемы в организации образовательного процесса: подготовка кадров; не всегда школа соглашается составлять индивидуальные программы обучения;  итоговая аттестация обучающихся, раньше были особые условия для детей с ОВЗ, они могли сдавать экзамены в стенах школы, сейчас такой возможности нет. Кроме того, не все школы приспособлены для обучения детей с ОВЗ.

Мария Сергеевна предложила:

1) предусматривать индивидуальное обучение детей с ОВЗ;

2) образовательным организациям дать возможность приглашать специалистов на время обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, без ввода постоянной дополнительной ставки (приглашенные специалисты);

3) предусмотреть особые условия аттестации для детей с ОВЗ.

Светлана Викторовна Серегина, член штаба Владимирского регионального отделения «ОНФ» рассказала работе регионального отделения по мониторингу доступности образования, инклюзивного образования, а так же мониторинга по безбарьерной среде. В 2017 году будет проведен мониторинг индивидуальной доступности.

Осипов Иван Дмитриевич, член Общественной палаты Владимирской области, отметил важность проведения мониторинга и совместных действий всех органов исполнительной власти и родителей в целях внедрения и реализации инклюзивного образования.

Елена Святославна Брайловская, мама ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассказала на своем примере, как важно создавать безбарьерный доступ, так как и небольшая лужа на тротуаре становиться большим барьером на пути слабовидящего плохо передвигающего человека.

Серова Вера Николаевна, педагог Владимирского экономико-технологического колледжа, рассказала, что колледж с 2005 года принимает на обучение профессиям швея, повар молодых людей со сложной структурой дефекта, проживающих с родителями и в психо-неврологических интернатах, а также выпускников коррекционных школ 8 вида. Профессии продавец обучаются слабослышащие ребята. Вера Николаевна также предложила:

1) разработать программу обучения профессии для молодых людей с инвалидностью на 2 года, а не на 1- месяцев;

2) предусмотреть выплаты стипендий обучающимся по программам профессиональной подготовки;

3) создать программу трудоустройства выпускников.

Свои предложения внес Юрий Михайлович Кац, заместитель председателя Совета ВООО АРДИ «Свет». В частности, направить департаменту образования администрации Владимирской области предложения по организации обучения по программам профессиональной подготовки не 10 месяцев, а 3 года, как это организовано в Москве. Провести анализ подушевого финансирования обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ в обычных школах и в специальных коррекционных школах, и в случае, если финансирование разное, внести соответствующие предложения по его выравниванию.

Заместитель начальника управления образования Ирина Ивановна Пенькова выступила с информацией о формах обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Так, в массовых школах обучается 301 ребенок, 9 детей обучается в специальных классах по адаптированным образовательным программа. Во Владимире реализуется программы надомного обучения, дистанционного обучения, ДОУ № 52 г. Владимира предоставляет образовательные услуги детям-инвалидам до 18 лет, это помощь логопеда-дефектолога, олигофрено-педагога.

По окончанию семинара были проведены бесплатные индивидуальные юридические консультации для родителей детей-инвалидов.

По результатам работы круглого стола и семинара были выработаны Предложения по реализации права детей-инвалидов на образование, в том числе инклюзивное. Предложения можно прочитать на сайте http://svet33.ru/index.php?id=1442.

 

 

Оксана Сторожук





к списку
 


Общественная Палата Владимирской Области

  Общественная Палата Владимирской Области, © 2010-2015

600000, г.Владимир, Октябрьский пр-т, д.21,
Тел.: (4922) 33-53-89, факс: (4922) 33-53-89


Разработано — romanlazarev.com