Министерство юстиции Российской Федерации
(Минюст России)
Д О К Л А Д
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАКОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
Москва
2015
Содержание:
Введение 3
I. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности 5
II. Организация государственного контроля 8
III. Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля 19
IV. Проведение государственного контроля 21
V. Действия органов государственного контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений 23
VI. Анализ и оценка эффективности государственного контроля 24
VII. Выводы и предложения по результатам государственного контроля 27
VIII. Приложения 30
Введение
В соответствии с компетенцией, определенной Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации,
а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации.
Настоящий доклад подготовлен в соответствии с Федеральным законом
от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215.
При описании проведения государственного надзора (контроля) в сфере деятельности некоммерческих организаций, мер по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранения последствий таких нарушений, а также при анализе и оценке эффективности государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций использованы результаты данных
по формам федерального статистического наблюдения за 2014 год, утвержденным приказом Минюста России от 27 декабря 2012 г. № 232 «Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации
о государственной регистрации некоммерческих организаций»:
форма статистической отчетности № 9-1 «Сведения о работе Минюста России в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью общественных объединений»;
форма статистической отчетности № 9-2 «Сведения о работе Минюста России в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций»;
форма статистической отчетности № 9-3 «Сведения о работе Минюста России в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций»;
форма статистической отчетности № 9-4 «Сведения о работе Минюста России в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью политических партий»;
форма статистической отчетности № 9-5 «Сведения о работе Минюста России со структурными подразделениями международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций».
По состоянию на 1 января 2015 г. в Российской Федерации зарегистрировано 223 605 некоммерческих организаций, из которых федеральному государственному надзору подлежат 203 257 некоммерческих организаций, в том числе:
общественные объединения составляют 45,6% (101 847);
религиозные организации 12,3% (27 496);
иные некоммерческие организации 40,3% (90 155),
12 отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
76 политических партий, 4 тыс. региональных отделений политических партий и 19 иных (местных, первичных) структурных подразделений политических партий.
В реестре филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций содержатся сведения о 177 структурных подразделениях, в том числе о 125 представительствах и 52 филиалах. В реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, внесены сведения о 3 представительствах.
В реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (по состоянию на 01.01.2015), содержатся сведения
о 30 организациях, из которых 14 включены в реестр по результатам государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, осуществляемого территориальными органами Минюста России,
14 – по представлениям прокуроров; 2 организации внесены в реестр на основании собственных заявлений.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи Закона № 294-ФЗ требования названного закона применяются к осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций с учетом особенностей организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений
о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, установленных
статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).
Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705.
Минюст России осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью некоммерческих организаций, зарегистрированных
в качестве юридических лиц Минюстом России или его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) с учетом специального порядка государственной регистрации, установленного Законом № 7-ФЗ и иными специальными законами.
В 2014 году Минюстом России проведен комплекс мероприятий, позволивших существенно повысить эффективность федерального государственного надзора
за деятельностью некоммерческих организаций.
Результаты этой работы отражены в настоящем докладе.
Раздел I.
Состояние нормативно-правового регулирования
в соответствующей сфере деятельности
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по контролю
за деятельностью некоммерческих организаций, а также устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности некоммерческих организаций, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора):
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате
от 11 февраля 1993 г. № 4462-1;
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ);
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести
и о религиозных объединениях»;
Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»;
Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон № 95-ФЗ);
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ);
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»;
Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;
Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании»;
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»;
Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г.
№ 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г.
№ 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре
за деятельностью некоммерческих организаций»;
приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации
от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
приказ Минюста России от 3 марта 2014 г. № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации»;
приказ Минюста России от 3 марта 2014 г. № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации»;
приказ Минюста России от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»;
приказ Минюста России от 7 октября 2010 г. № 252 «О Порядке размещения
в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций»;
приказ Минюста России от 17 марта 2011 г. № 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций»;
приказ Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения
о государственной регистрации некоммерческих организаций»;
приказ Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 456 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов
и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также
за соблюдением ими законодательства Российской Федерации»;
приказ Минюста России от 31 августа 2012 г. № 173 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;
приказ Минюста России от 30 ноября 2012 г. № 223 «О порядке введения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»;
приказ Минюста России от 7 мая 2013 г. № 68 «Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций»;
приказ Минюста России от 16 апреля 2013 г. № 50 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
Раздел II.
Организация государственного контроля
а) сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного контроля
Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.
В соответствии с приказами Министерства юстиции Российской Федерации
от 3 марта 2014 г. № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» и от 3 марта 2014 г. № 26
«Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» в структуре Минюста России создан и осуществляет деятельность
81 территориальный орган, из которых 9 главных управлений по субъектам Российской Федерации (по одному в каждом федеральном округе)
и 72 управления Минюста России по субъектам Российской Федерации.
Минюст России осуществляет организационное и методическое руководство деятельности территориальных органов, связанной с реализацией ими контрольных функций, установленных законодательством Российской Федерации
о некоммерческих организациях.
Главные управления осуществляют координацию деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений Минюста России, действующих в пределах федерального округа.
б) перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций
Минюст России и его территориальные органы осуществляют контроль:
за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам;
за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации;
за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности.
Минюст России (его территориальные органы) вправе в рамках координации запрашивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке
от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
(в том числе территориальных органов подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных государственных учреждений), органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы
и формы собственности, должностных лиц, а также от политических партий, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций информационные, справочные и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
По результатам контроля за деятельностью политических партий, региональных отделений политических партий и иных (местных, первичных) структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций Минюст России (его территориальные органы) вправе:
выносить письменные предупреждения (представления) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
принимать решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений;
обращаться в суд с заявлениями о приостановлении деятельности политических партий, региональных отделений политических партий и иных (местных, первичных) структурных подразделений политических партий;
составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
обращаться в суд с заявлениями о ликвидации политических партий, региональных отделений и иных (местных, первичных) структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций;
обращаться в суд с заявлениями о признании общественных объединений
и их структурных подразделений, религиозных организаций прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России осуществляет контроль (надзор) в отношении: общероссийских и международных общественных объединений; политических партий; отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями.
Территориальные органы осуществляют контроль (надзор) в отношении: межрегиональных, региональных и местных общественных объединений; региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий; местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями;
иных некоммерческих организаций.
Контроль осуществляется в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность некоммерческих организаций, презумпции
их добросовестности. Правовые акты Российской Федерации и Минюста России, соблюдение которых проверяется при осуществлении контроля, а также информация об организации и осуществлении контроля, о правах и об обязанностях, ответственности должностных лиц Минюста России за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении контроля являются открытыми
и доступны для некоммерческих организаций. Указанные сведения размещены
на официальных сайтах Минюста России и его территориальных органов, в том числе на Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций «Портал НКО», а также на Портале государственных услуг.
Предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого Минюстом России (территориальными органами), является:
соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;
соблюдение политическими партиями, региональными отделениями
и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям
и задачам, предусмотренным уставами политических партий;
соответствие деятельности религиозных организаций заявленным
в их уставах целям и задачам;
соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;
соответствие деятельности филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам.
Контроль деятельности некоммерческих организаций включает в себя:
проведение проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами;
анализ отчетов (сообщений), представляемых некоммерческими организациями;
применение мер правового реагирования в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в деятельности некоммерческих организаций.
Основанием для проведения плановой проверки является утверждение ежегодного плана проверок.
Ежегодным планом проведения проверок некоммерческих организаций
на 2014 год предусмотрено проведение 7 213 проверок некоммерческих организаций, проведено 6 385 плановых проверок, исполнение плана проверок
в 2014 году составило 88,5%.
Невозможность проведения 828 плановых проверок некоммерческих организаций обусловлена следующим:
196 некоммерческих организаций к моменту проверки ликвидированы либо прекратили свою деятельность в качестве юридического лица, сведения о них исключены из Единого государственного реестра юридических лиц;
в отношении 632 некоммерческих организаций проверки не окончены
по различным причинам (противодействие проведению проверки со стороны некоммерческих организаций, непредставление необходимых документов для проведения проверки, отсутствие организации по заявленному месту нахождения
и прочее).
На 2015 год запланировано 6 296 проверок некоммерческих организаций.
В установленном постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 июня 2010 г. № 489 порядке план проверок согласован с органами прокуратуры Российской Федерации. Сводный план проверок некоммерческих организаций на 2015 год размещен на официальном сайте Минюста России, а также на официальных сайтах территориальных органов Минюста России (в части, касающейся их деятельности).
Основанием для включения некоммерческой организации в ежегодный план проверок, в соответствии с частью 8 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, является истечение трех лет со дня:
государственной регистрации некоммерческой организации;
окончания проведения последней плановой проверки некоммерческой организации.
Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений
в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступил
в силу с 07.03.3014) и Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 147-ФЗ
«О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступил в силу с 04.06.3014) установлены дополнительные основания для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций,
в отношении которых имеются сведения о нарушении ими законодательства Российской Федерации.
Ранее единственным основанием для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций являлось поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган представления избирательной комиссии о проверке сведений, указанных гражданами и организациями при перечислении ими пожертвований на счета политических партий, а также в избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений (пункт 4.2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ).
Согласно внесенным изменениям теперь в качестве таких оснований также предусматриваются:
истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации уполномоченным органом или его территориальным органом;
поступление в уполномоченный орган информации от государственных органов и органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности
и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;
наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо
на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении
ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Закона № 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Во внеплановом порядке в 2014 году проведена 621 проверка, или 9,8% общего количества проведенных плановых проверок (в 2013 году проведены
164 внеплановые проверки, или 2,5% общего количества проведенных плановых проверок).
По данным основаниям проводятся внеплановые проверки и в отношении некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента
(пункт 4.5 статьи 32 Закона № 7-ФЗ).
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации
от 22.05.2014 № СП-П43-3749 Минюстом России и его территориальными органами инициированы 402 внеплановые проверки некоммерческих организаций, осуществляющих на территории Российской Федерации проектов в области борьбы со СПИДом (всего выявлено 446 таких некоммерческих организаций). Из общего числа проверенных некоммерческих организаций выделена 51 организация, получившая иностранное финансирование. В связи с выявлением нарушения некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации
в 227 случаях Минюстом России и его территориальными органами применены меры правового реагирования: вынесено 164 письменных предупреждения, представления и предписания, составлено 45 протоколов об административных правонарушениях, в суды направлены исковые заявления о ликвидации
18 некоммерческих организаций.
Таким образом, у Минюста России и его территориальных органов появилась возможность своевременного реагирования на поступление сведений о наличии нарушений некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации, что существенно повысит эффективность федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций.
Плановые и внеплановые проверки проводятся:
по месту нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (далее – выездные проверки) – 1 298 проверок (18,6%);
без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (далее – документарные проверки) – 5 708 проверок (81,8%).
Выездные проверки проводятся в случае проведения внеплановых проверок,
а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в Минюст России (территориальный орган) документах.
В иных случаях проводятся документарные проверки.
Проверка завершается составлением акта проверки.
Конечным результатом исполнения государственной функции является выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых входит
в компетенцию Минюста России (территориальных органов), путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
вынесение предупреждения (внесение представления) – 36 796 предупреждений (представлений), в том числе по результатам проверок – 4 953;
приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации – 40;
возбуждение дела об административном правонарушении – 11 382;
направление в суд заявления о ликвидации или прекращении деятельности некоммерческой организации – 7 969;
направление мотивированного решения о запрете осуществления
на территории Российской Федерации заявленной для осуществления программы или ее части, о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества
структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной
организации – 0;
вынесение предупреждения филиалу или представительству иностранной некоммерческой неправительственной организации – 54;
принятие решения об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций – 32.
В рамках исполнения контрольных функций 14 некоммерческих организаций, внесенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, привлечены к административной ответственности
в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Минюстом России ведется активная работа по соблюдению некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, сроков представления отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.
Из 30 организаций, включенных Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, обязанность
по представлению отчетов, установленную пунктом 3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ,
не исполнили 6 организаций. В отношении 5 организаций составлены протоколы
об административных правонарушениях в порядке статьи 19.7.5-2 КоАП РФ,
одной организации вынесено предупреждение за представление отчетности
с нарушением установленного законодательством Российской Федерации срока.
В рамках исполнения контрольных функций все некоммерческие организации, внесенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, внесены в планы проверок на 2015 год.
В случае выявления при осуществлении контроля нарушений некоммерческими организациями, филиалами и представительствами международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль
за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов), в том числе в сфере предпринимательской деятельности, о выявленных нарушениях сообщается в соответствующий контрольно-надзорный орган (направляются документы, свидетельствующие
о нарушениях).
В 2014 году совместно с другими уполномоченными государственными органами (преимущественно с органами прокуратуры Российской Федерации) проведено 70 проверок деятельности некоммерческих организаций, в том числе
39 внеплановых проверок, по результатам проведения которых в адрес правоохранительных органов направлено 4 сообщения о фактах выявленных нарушений для возбуждения уголовных дел.
В соответствии с пунктами 3, 3.1, 3.2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны ежегодно в срок не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Минюст России (территориальный орган) отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
Формы документов, содержащие отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
Некоммерческие организации освобождаются от представления отчета
по установленной форме в том случае, если отвечают одновременно трем критериям:
если поступления имущества и денежных средств некоммерческих организаций в течение года составили менее трех миллионов рублей;
если они в течение года не имели поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников;
если в их деятельности не принимают участия иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства.
Такие некоммерческие организации вправе направить в адрес Минюста России (его территориальных органов) уведомление либо заявление о своем соответствии названным требованиям и информацию в произвольной форме
о продолжении своей деятельности.
В 2014 году в органы юстиции поступило около 180 тыс. отчетов
о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций в соответствии с требованиями статьи 29 Закона № 82-ФЗ
и пунктами 3 – 3.1 статьи 32 Закона № 7-ФЗ (на 10,1% больше, чем в 2013 году).
Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании,
о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Минюстом России рассмотрено 650 отчетов структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
В целях обеспечения публичной открытости сведений о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций с 2010 года некоммерческие организации обязаны размещать отчеты или информацию
о продолжении своей деятельности на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ
к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов
в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Порядок размещения отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден приказом Минюста России
от 7 октября 2010 г. № 252.
На информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации для некоммерческих организаций «Портал НКО» (http://unro.minjust.ru/) размещено более 270 тыс. отчетов (сообщений о продолжении деятельности) некоммерческих организаций, в том числе в 2014 году – 83 762. Также размещено более 450 отчетов структурных подразделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций, в том числе в 2014 году –
117 отчетов.
Средний показатель отчитавшихся некоммерческих организаций составляет 80,6% общего числа зарегистрированных некоммерческих организаций,
на которые распространяется обязанность по представлению указанной отчетности (в 2013 году данный показатель составил – 74,4%).
в) наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения указанных функций
Указаны в разделе I.
г) информация о взаимодействии органов государственного контроля (надзора) при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия
Положениями о Министерстве юстиции Российской Федерации, о главном управлении и управлении Минюста России по субъектам Российской Федерации закреплена возможность организации взаимодействия органов юстиции
с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами прокуратуры, правоохранительными и судебными органами при решении возложенных на них задач, в том числе по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Правовую основу взаимодействия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные акты.
Взаимодействие осуществляется в следующих формах:
информационный обмен между Минюстом России и (или) его территориальными органами и иными государственными органами, уполномоченными в сфере контроля за деятельностью некоммерческих организаций, на основании заключенных соглашений;
организация и проведение совместных мероприятий (коллегий, совещаний, семинаров, «круглых столов» и т.п.);
создание межведомственных рабочих групп, комиссий.
Названия и реквизиты заключенных соглашений о порядке и формах взаимодействия Минюста России и его территориальных органов
с другими органами государственного контроля (надзора)
1. Соглашение о сотрудничестве между Комитетом Российской Федерации
по финансовому мониторингу и Министерством юстиции Российской Федерации
от 27 января 2004 г. и Протокол об информационном взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы по финансовому мониторингу от 28 ноября 2012 г.
2. Соглашение о порядке информационного взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 16 октября 2009 г.
3. Соглашение о порядке информационного взаимодействия Минюста России, его территориальных органов и Федеральной миграционной службы,
ее территориальных органов при регистрации некоммерческих организаций, включая общественные объединения, политические партии и религиозные организации, а также при осуществлении контроля за соблюдением ими законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2009 г.
4. Соглашение о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов от 22 декабря 2008 г.
д) сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля подведомственными органам государственной власти, организациями (с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации осуществляют контроль)
Подведомственных Минюсту России организаций в части контроля
за деятельностью некоммерческих организаций не имеется.
е) сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц
и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых
к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок
Аккредитация юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок некоммерческих организаций, в 2014 году
не осуществлялась.
Раздел III.
Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля
а) сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций
Объем финансовых средств, выделяемых в 2014 году из бюджетов
всех уровней на выполнение функций по контролю, составил 131 695 тыс. руб.
(1 656 тыс. руб. – в центральном аппарате Минюста России, 130 039 тыс. руб. –
в территориальных органах Минюста России).
б) данные о штатной численности работников органов государственного контроля, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности
По состоянию на 1 января 2015 г. штатная численность федеральных государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие) Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России составляет 61 единицу, фактическая – 54 единицы.
Штатная и фактическая численность гражданских служащих, осуществляющих функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, составляет 20 единиц.
По состоянию на 1 января 2015 г. штатная численность гражданских служащих подразделений по делам некоммерческих организаций территориальных органов Минюста России составляет 811 единиц, фактическая – 721 единицу.
Штатная численность гражданских служащих, осуществляющих функции
по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, составляет 576 единиц, фактическая – 512 единиц.
в) сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации
По состоянию на 1 января 2015 г. высшее юридическое образование имеют 470 гражданских служащих, осуществляющих контрольные и надзорные функции
в сфере деятельности некоммерческих организаций, 62 – иное высшее образование.
Стаж гражданской службы гражданских служащих, осуществляющих контрольные и надзорные функции в сфере деятельности некоммерческих организаций:
до 1 года – 61 (11%), от 1 года до 5 лет – 175 (33%), от 5 до 10 лет – 148 (28%), от 10 до 15 лет – 83 (16%), свыше 15 лет – 65 (12%).
В 2014 году на базе Российской правовой академии Минюста России
по образовательной программе «Регистрация политических партий, общественных, религиозных и иных некоммерческих организаций, формирование их реестров. Проблемы функционирования некоммерческих организаций на современном этапе становления гражданского общества в Российской Федерации. Контроль
за деятельностью некоммерческих организаций» повысили квалификацию
43 гражданских служащих Минюста России (2 – центрального аппарата Минюста России, 41 – территориальных органов Минюста России, в том числе 2 – Главного управления Минюста России по Республике Крым и Севастополю).
г) данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю
В 2014 году Минюстом России и его территориальными органами проведено всего 64 914 контрольных мероприятий (проведение проверок, вынесение предупреждений (представлений) по их результатам, систематическое наблюдение
и анализ состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности некоммерческих организаций, составление протоколов
об административных правонарушениях, предъявление в суд исков о ликвидации (прекращении деятельности) некоммерческих организаций и др.). Контрольные полномочия реализуют 532 гражданских служащих Минюста России
(20 – в Департаменте по делам некоммерческих организаций Минюста России,
512 – в территориальных органах Минюста России).
Таким образом, средняя нагрузка на 1 работника по фактически выполненному в 2014 году объему функций по контролю составляет
122 мероприятия.
Раздел IV.
Проведение государственного контроля
а) сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций
В 2014 году по сравнению с 2013 годом количество проверок в отношении общественных объединений увеличилось на 14,8%, в отношении религиозных организаций – на 1,3%, в отношении некоммерческих организаций – на 3,2%.
Проверки соответствия деятельности отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации, в 2014 году не проводились.
Проведено 9 проверок деятельности региональных отделений политических партий.
б) сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю
В 2014 году Минюстом России и его территориальными органами
привлекались эксперты и экспертные организации к проведению 11 проверок некоммерческих организаций.
Так, например, Минюстом России в период с 24 ноября 2014 г.
по 19 декабря 2014 г. проведена внеплановая документарная проверка Общероссийского общественного движения защиты прав человека «За права человека» (далее – Движение).
Предметом проверки являлось выявление наличия (отсутствия) в деятельности Движения признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, по документам, представленным Движением, а также
по запросам Минюста России, полученным от других государственных органов
и организаций.
В ходе проверки в том числе была проведена политологическая экспертиза печатных материалов Движения и представлено в Минюст России экспертное политологическое заключение от 18 декабря 2014 г., составленное экспертной группой Центра экспертиз Санкт-Петербургского государственного университета (далее – СпбГУ) в составе двух человек – доктора философских наук, профессора кафедры международных политических процессов СпбГУ Д.З. Мутагирова
и кандидата политических наук, доцента кафедры политических институтов
и прикладных политических исследований СпбГУ О.Д. Сафоновой.
На основании изучения брошюр и журналов, представленных на экспертизу, экспертной группой был сделан основной вывод о том, что все рассматриваемые материалы, кроме имеющих информационный характер, могут рассматриваться как публичные обращения Движения к органам государственной власти, а материалы брошюр имеют целью влиять на принимаемые государственными органами решения, и соответственно имеют признаки политической деятельности.
В содержании брошюр указано на необходимость изменения государственной политики в сферах борьбы с наркоторговлей и пенитенциарной системы.
Кроме того, Минюстом России установлено, что на расчетный счет Движения
в 2013 – 2014 годах поступали денежные средства от иностранных источников.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона № 7-ФЗ под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получаетденежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Закона № 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Минюст России включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
Учитывая указанные выше нормы Закона № 7-ФЗ, Движение включено
в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также привлечено к административной ответственности в порядке части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Раздел V.
Действия органов государственного контроля по пресечению
нарушений обязательных требований и (или) устранению
последствий таких нарушений
По результатам проведенных проверок деятельности некоммерческих организаций, а также по результатам систематического наблюдения
(статья 2 Закона № 294-ФЗ) за соблюдением некоммерческими организациями установленных законами обязанностей, иных обязательных требований в 2014 году Минюстом России и его территориальными органами в адрес руководящих органов общественных объединений вынесено 15 733 письменных предупреждений
и представлений (аналогичный период прошлого года (далее – АППГ) – 19 546,
-3 813, -19,5%).
В связи с не устранением в установленный срок нарушений законодательства Российской Федерации, послуживших основанием для вынесения представления, принято 40 решений о приостановлении деятельности общественных объединений (АППГ – 19, +21, +110,5%).
В отношении общественных объединений и их должностных лиц за отчетный период составлено 5 299 протоколов об административных правонарушениях
(АППГ – 3 048, +2 251, +73,9%), в суды направлено 4 392 исковых заявления в связи с прекращением уставной деятельности (АППГ – 4 606, -214, -4,6%) и 162 исковых заявления о ликвидации в связи с выявленными нарушениями законодательства (АППГ – 90, +72, +80%).
В адрес руководящих органов религиозных организаций Минюстом России
и его территориальными органами вынесено 3 548 письменных предупреждений (АППГ – 4 087, -539, -13,2%).
В отношении религиозных организаций и их должностных лиц составлено
656 протоколов об административных правонарушениях (АППГ – 329, +327, +99,4%), в суды направлено 122 исковых заявления о ликвидации религиозных организаций в связи с выявленными нарушениями законодательства (АППГ – 113, +9, +8%) и 157 исковых заявлений в связи с прекращением уставной деятельности (АППГ – 86, +71, +82,6%).
Соответственно в адрес руководящих органов некоммерческих организаций вынесено 15 758 письменных предупреждений (АППГ – 17 956, -2 198 -12,2%),
в суды направлено 3 098 исковых заявлений о ликвидации в связи с выявленными нарушениями законодательства (АППГ – 3 335, -237, -7,1%). В отношении некоммерческих организаций и их должностных лиц составлены 5 191 протокол
об административных правонарушениях (АППГ – 3 002, +2 189, +72,9%).
В адрес руководящих органов политических партий и их региональных отделений в порядке статьей 38 и 39 Закона № 95-ФЗ вынесено
1 745 предупреждений об устранении и недопущении впредь нарушений законодательства Российской Федерации (АППГ – 1 569, +176, +11,2%), в суды направлено 83 заявления о приостановлении деятельности региональных отделений политических партий (АППГ – 57, +26, +45,6%). На основании пункта 3 статьи 42 Закона № 95-ФЗ в суды направлено 35 заявлений о ликвидации региональных отделений политических партий (АППГ – 6, +29, +483,3%). В отношении политических партий и их региональных отделений составлено 236 протоколов
об административных правонарушениях (АППГ – 81, +155, +191,4%).
В связи с выявленными нарушениями законодательства Российской Федерации Минюстом России и его территориальными органами в адрес руководителей филиалов и представительств вынесено 54 письменных предупреждения (АППГ – 207, -153, -73,9%) – преимущественно ввиду непредставления установленной законом ежеквартальной отчетности
и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности; сведения о 32 филиалах (представительствах) исключены из реестра (АППГ – 24, +8, +33,3%).
Раздел VI.
Анализ и оценка эффективности государственного контроля
1) выполнение утвержденного плана проведения проверок составляет 88,2% (запланировано: 7 213, выполнено: 6 361), в 2013 году – 89,5%;
2) доля заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых проверок – 98, в согласовании которых было отказано
в связи с нарушением порядка и отсутствием оснований для проведения таких проверок – 10 (10,2% общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений);
3) доля проверок, результаты которых признаны недействительными, – 0
(всего проведено плановых и внеплановых проверок – 6 982);
4) доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушением требований законодательства
о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, – 0 (всего проведено плановых и внеплановых проверок – 6 982);
5) доля юридических лиц, в отношении которых проведены проверки, – 6 934 (охвачено 3,4% 203 257 юридических лиц, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору);
6) доля проведенных внеплановых проверок – 621 (8,9% общего количества проведенных проверок – 6 982);
7) доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений,
с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда, жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) – 0;
8) доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) – 0;
9) доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, – 4 953
(70,9% общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок – 6 982);
10) доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, – 512 (10,3% общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения, – 4 953);
11) доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные взыскания, в том числе по видам наказаний, – 543
(11% общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения, – 4 953);
12) доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – 1
(0,02% общего числа проверенных лиц – 4 953);
13) доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических
и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (к общему числу проверенных лиц) – 0;
14) количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории
и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера (по видам ущерба) – 0;
15) доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных
с неисполнением предписаний – 242 (1,8% общего числа выявленных правонарушений – 13 151);
16) по результатам рассмотрения судами протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами Минюста России и его территориальными органами, к административной ответственности в виде штрафа привлечены 203 некоммерческие организации и 85 должностных лиц на общую сумму 3 054 тыс. руб., из которых на конец 2014 года оплачено 818 тыс. руб.
Таким образом, соотношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах) составило 26,8%;
17) средний размер наложенного административного штрафа, в том числе
на должностных лиц и юридических лиц, составил 10,6 тыс. руб.;
18) доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, – 4 (0,08% общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения – 4 953).
Раздел VII.
Выводы и предложения по результатам государственного контроля
а) выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора)
Анализ осуществления Минюстом России и его территориальными органами государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций в 2014 году позволяет сделать следующие выводы:
план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год выполнен;
соблюдены установленные сроки проведения проверок;
обеспечен контроль за исполнением предписаний и устранением нарушений обязательных требований по результатам проверок;
обеспечено информирование общественности о результатах контрольно-надзорной деятельности Минюста России и его территориальных органов путем размещения информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
продолжается совершенствование механизмов взаимодействия с органами прокуратуры, иными надзорными органами, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере деятельности некоммерческих организаций, с целью обеспечения эффективности контрольно-надзорной деятельности;
обеспечено повышение уровня квалификации специалистов территориальных органов Минюста России по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций.
Таким образом, в отчетном периоде деятельность Минюста России и его территориальных органов по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций проведена в полном объеме,
с соблюдением сроков, в соответствии с требованиями норм действующего законодательства Российской Федерации.
б) предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля
в соответствующей сфере деятельности
В целях установления особого механизма контроля за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных организаций, позволяющего своевременно выявлять и реагировать на факты причастности религиозных организаций к экстремисткой и террористической деятельности, а также на иные нарушения религиозными организациями законодательства Российской Федерации, Минюстом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иные законодательные акты в части совершенствования контроля за деятельностью религиозных организаций» (далее – законопроект).
При подготовке Минюстом России законопроекта за основу приняты применяемые в настоящее время формы и методы контроля за деятельностью некоммерческих организаций, которые закреплены в Законе № 7-ФЗ, однако предмет контроля скорректирован с учетом поставленной задачи.
Порядок контроля за деятельностью некоммерческих организаций распространяется на религиозные организации с учетом исключений, установленных законодательством Российской Федерации, например, пунктом 4 статьи 1 Закона № 7-ФЗ.
Законопроект сохраняет существующий порядок отчетности религиозных организаций, предполагающий ежегодное информирование религиозными организациями Минюста России и его территориальных органов о своей деятельности. В законопроекте сохранено введенное в 2009 году деление
на «полную» и «упрощенную» отчетность, при этом критерии, согласно которым религиозная организация должна представлять в орган юстиции такую отчетность, по отношению к общим правилам предлагается изменить.
Религиозным организациям, не имевшим в течение отчетного года иностранного финансирования, достаточно будет направить в Минюст России
или его территориальные органы подтверждающее это заявление, форма которого будет утверждена Минюстом России. Религиозные организации, имевшие поступления денежных средств и иного имущества от иностранных
и международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, будут представлять в Минюст России его территориальные органы формализованную информацию о своей деятельности, персональном составе руководящих органов
и сведения об иностранном финансировании.
Законопроектом предлагается дифференцировать предмет проверок деятельности религиозных организаций в зависимости от получения ими иностранного финансирования и закрепить право Минюста России и его территориальных органов проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций при наличии в их деятельности признаков экстремизма (терроризма) либо иных нарушений законодательства Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается установить, что плановые проверки деятельности религиозных организаций будут проводиться в целях контроля
за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, в том числе своих уставов относительно целей и порядка деятельности. При этом, если религиозная организация получает иностранное финансирование или необходимо установление наличия либо отсутствия в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма), иных нарушений законодательства Российской Федерации, проверке также будет подвергаться финансово-хозяйственная деятельность религиозной организации.
Кроме того, законопроект сокращает число оснований для проведения внеплановых проверок с 5 до 3. Внеплановые проверки религиозных организаций предполагается проводить в случаях:
истечения срока устранения ранее выявленного нарушения, отраженного
в соответствующем предупреждении;
поступления в уполномоченный орган из государственных органов и органов местного самоуправления информации о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма или терроризма;
в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также на основании требования прокурора.
Законопроектом также предусматривается внесение корреспондирующих изменений в Закон № 7-ФЗ и Закон № 129-ФЗ.
Также следует отметить, что Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 505-ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 11 января 2015 г.) в федеральные законы
«О противодействии экстремистской деятельности», «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О свободе совести
и о религиозных объединениях» внесены изменения, которыми устанавливается запрет выступать учредителем общественного или религиозного объединения лицу, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящих органов общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых было принято вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением этим объединением экстремистской деятельности, в течение десяти лет со дня вступления в законную силу указанного решения суда.
Кроме того, в целях повышения эффективности федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций Минюстом России проведена работа по подготовке и сопровождению следующих проектов федеральных законов:
«О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях»
(от 28 июня 2014 г. № 185-ФЗ) в части совершенствования действующей системы контроля за финансовой деятельностью политических партий – вступил в силу
11 июля 2014 г.. В частности, данным законом ограничен размер суммы членских
и вступительных взносов одного члена партии пределом максимально возможной суммы пожертвований от одного физического лица и конкретизирован порядок использования политическими партиями займов и кредитов, а также предусмотрено проведение обязательного аудита в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности политических партий;
«О внесении изменения в пункт 4 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в части предоставления права должностным лицам Минюста России составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении должностных лиц филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций (21 ноября 2014 г. принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации
в первом чтении).
В 2015 году Минюстом России будет продолжена работа
по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций.
в) иные предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности
Не имеется.
Приложения
Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля за 2014 год по форме № 1-контроль, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 21 декабря 2011 г. № 503 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения
за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», размещены на официальном сайте Минюста России
в подразделе статистики (http://minjust.ru/ru/press/news/svedeniya-ob-osushchestvlenii-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-i-municipalnogo-4).