Общественная Палата Владимирской Области
О палате   Деятельность   Документы   Новости   Фото   Контакты   Конкурсы   Партнеры
Общественная Палата Владимирской Области
 
27/03

Пленарное заседание Общественной палаты
25/03

На повестке дня – поддержание норм здорового образа жизни
24/03

24 марта - день общенационального траура
 
Новости  
 
 
22/08

В мероприятии приняли участие исполняющий обязанности Губернатора области Алексей Конышев, вице-губернатор по социальной политике Михаил Колков, заместитель председателя Законодательного Собрания Ольга Хохлова, председатель Общественной палаты Наталья Юдина, Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области Геннадий Прохорычев, руководители структурных подразделений областной администрации, органов местного самоуправления, директора школ, профессиональных образовательных организаций, высших учебных заведений, представители профсоюзов. 

Как сообщает пресс-служба областной администрации, на конференции были подведены итоги минувшего учебного года, определены актуальные проблемы развития образования региона и предложены механизмы их успешного решения в новом учебном году.

Сообщение на тему «О роли общественных организаций в воспитании учащейся молодежи» специально для мероприятия было подготовлено членом президиума Конференции, председателем Общественной палаты Натальей Юдиной. Ниже приведен полный текст доклада.

Н.В. Юдина

Выступление

на областной конференции работников системы образования

«От модернизации образования – к социальным эффектам»

(21.08.2014)


О роли социальных институтов в воспитании детей и молодежи



 

Дорогие друзья! Глубокоуважаемые коллеги!


Ни для кого не секрет, что социальные институты как ценностно-нормативные комплексы, представляющие собой совокупность экономических, политических, правовых и духовных отношений, призваны обеспечить целостность и стабильность любой социальной системы и сформировать действенные механизмы регулирования общественной жизни.

К основным функциям социальных институтов относят следующие:

1)    функция закрепления и воспроизводства общественных отношений: любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения;

2)    регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий;

3)    интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп;

4)    транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

К основным социальным институтам принято относить политические, экономические институты, а также государство, семью, науку, право, культуру, образование, воспитание и средства массовой информации. В последнее время всё чаще стали выделять еще один социальный институт, называемый гражданским обществом.

По справедливой мысли нашего президента В.В. Путина, «без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей». Этот тезис В.В. Путин выдвинул в своем ежегодном Послании Федеральному собранию еще в 2004 году, и уже на протяжении более 10 лет теоретики и практики в сфере социальных наук активно занимаются формированием этого социального института в Российской Федерации.

Мне кажется очень удачной тема нашей сегодняшней конференции «От модернизации образования – к социальным эффектам». И если говорить о социальных эффектах формирования социального института гражданского общества у нас на территории Владимирской области, то они, бесспорно, есть. И в настоящем выступлении хотелось бы тезисно остановиться на некоторых результатах деятельности пока еще не гражданского общества, а его отдельных, но взаимосвязанных частей – общественных организаций, оказывающих серьезное и главное – мелиоративное влияние – на воспитание детей и молодежи во Владимирской области.

На наш взгляд, общественные организации, которые тем или иным образом влияют на воспитание детей и молодежи, можно условно разделить на «внешние» («объектные») и «внутренние» («субъектные»). К внешним организациям можно отнести те, которые прямо или косвенно влияют на воспитательный процесс, в том числе и в учебном заведении, под внутренними следует понимать те организации, которые созданы самими учащимися.

I. Относительно «внешних» организаций можно сказать следующее. По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области, в настоящее время в области зарегистрированы 1708 некоммерческих организаций, из них – 475 общественных организаций.

Деятельность данных общественных организаций охватывает широкий спектр направлений, так или иначе связанных с воспитанием детей и молодежи:

1. Ряд ветеранских общественных организаций ведет системную работу по патриотическому воспитанию молодежи, регулярно организует встречи со школьниками, приглашает на экскурсии в свои музеи, оказывает содействие учащимся в краеведческой работе, открывает мемориальные доски в учебных заведениях и т.д. В числе данных общественных организаций можно назвать такие, как Владимирская региональная организация общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы, «Боевое братство», «Союз Чернобыль» и другие.

2. Среди системных направлений работы следует отметить направление «Отдых детей – забота взрослых», в рамках которого Владимирский областной союз женщин (председатель – В.Д. Бородина) ежегодно проводит мониторинг готовности учреждений детского отдыха к летнему оздоровительному сезону. Кроме того, данная организация осуществляет социологические опросы школьников по вопросу проведения досуга, семейным отношениям, работает с родительскими комитетами школ, оказывает гуманитарную помощь малообеспеченным семьям в подготовке к школе.

3. В русле воспитания нравственности и формирования здорового образа жизни крайне важным представляется задача прививать детям бережное и ответственное отношение к своему здоровью. Владимирский благотворительный фонд содействия материнства и детства «МАМА» (председатель – Т.Н. Питиримова) совместно с практикующими медиками разработал образовательное пособие для девочек и девушек «Дневник моего здоровья». Дневник получил положительные отзывы специалистов-экспертов Департамента здравоохранения администрации области, Департамента образования администрации области, кафедры педиатрии и пульмонологии ФДППО Ивановской государственной медицинской академии.

По прогнозам специалистов, работа с данным пособием позволит сформировать высокий уровень знаний о своем репродуктивном здоровье у подрастающего поколения девочек. Этот дневник здоровья вызвал неоднозначные оценки со стороны теоретиков и практиков в области воспитания, однако вполне очевидно, что этот проект имеет право на существование и имеет реальные результаты проводимой среди молодежи работы.

Специалистами Фонда проведен курс интерактивных лекций для старшеклассников (9-11 классы) с участием специалистов-психологов на тему репродуктивного здоровья, целомудрия, добрачных и семейных отношений, материнства и т.д. Проект реализован на базе Экономико-технологического техникума г. Владимир, СОШ № 26, лицея-интерната №1, школ г. Радужный, Камешково и Лакинского детского дома.

4. Зачастую в обществе говорят о духовно-нравственных проблемах обучения и воспитания, упуская из виду, что для ряда категорий детей обучение в школе сопряжено еще и с материальными трудностями. Силами активистов Владимирского областного отделения Российского детского фонда (председатель – Л.А. Мордасова) проводится ежегодная благотворительная акция «Школьный портфель», направленная на оказание материальной помощи в подготовке к новому учебному году детям из социально незащищенных категорий семей.

При поддержке Фонда организован Детский Отряд Милосердия (сокращенно - ДОМ) – объединение детей и педагогов для оказания помощи сельским многодетным и малообеспеченным семьям, ветеранам сельского труда.

В 2013 году Фонд совместно с Общественной палатой провел мониторинг подготовки муниципальных образований к учебному году.

5. Кроме этого, Российским детским фондом реализуется ряд проектов по морально-нравственному и духовному воспитанию детей. Так, в воспитательной колонии для несовершеннолетних реализуется проект «За решеткой детские глаза», который включает в себя проведение занятий-практикумов, психологических тренингов, уроков-диспутов, духовно-нравственных бесед, правовых игр. Проект «Уроки нравственности» формирует гражданскую и нравственную позицию подрастающего поколения. Фондом ведется работа по духовному воспитанию детей в рамках традиций православной семьи, в сотрудничестве с настоятелями Русской Православной Церкви.

6. Широкий спектр направлений работы по организации досуга, просвещению и патриотическому воспитанию школьников охватывают молодежные общественные организации, такие, как Владимирское региональное отделение Молодежного Союза юристов Российской Федерации (председатель – Е.Н. Кустова) (проведение правовых игр для школьников, лекториев), Молодежная общественная организация Владимирской области «Ассоциация поисковых отрядов «Гром» (проведение Вахт памяти, организация поисковых экспедиций), Владимирская областная общественная организация «Российский Союз Молодёжи» (организация школьного КВН-движения, спортивных мероприятий).

7. Не можем не отметить также и внимание Общественной палаты региона к проблемам детей и молодежи. На протяжении работы двух составов Общественной палаты Владимирской области вопросами воспитания детей и молодежи занимаются все 8 профильных комиссий, из них наиболее активно – комиссия по вопросам социальной политики (председатель – В.Д. Бородина), комиссия по вопросам науки, образования, спорта, молодежной и информационной политики (председатель – С.А. Цветков), комиссия по делам ветеранов, военнослужащих, членов их семей и патриотическому воспитанию молодежи (председатель – М.А. Малахова).

В частности, в 2013-2014 учебном году был осуществлен общественный контроль качества и безопасности детского питания в школах и дошкольных учреждениях Владимирской области. Кроме того, ежегодно члены Общественной палаты в качестве общественных наблюдателей принимают участие в контроле организации и проведения Единого государственного экзамена. Буквально на днях были проинспектированы детские оздоровительные лагеря области.

Кроме того, в рамках реализации мониторинга Указов Президента был проведен опрос педагогических работников и директоров общеобразовательных учреждений с целью изучения материального положения педагогических работников и реализации мер поддержки педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей. Все материалы опроса были отправлены в профильные министерства РФ и Общественную палату РФ.

II. Что касается так называемых «внутренних» общественных организаций, созданных непосредственно учащейся молодежью, то по данным информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации во Владимирской области зарегистрировано 25 молодежных и 7 детских общественных организаций. Очевидно, что статистические данные достаточно невелики. В этой связи видится перспективной работа органов государственной власти совместно с общественностью по разработке механизмов, направленных на вовлечение большего количества детей и молодежи в созидательную общественную деятельность.

Говоря о молодежных и детских общественных организациях, созданных в учебных заведениях, следует отметить, что в большинстве школ действуют объединения детей, часто не оформленные в статус юридического лица. С одной стороны, это облегчает организацию работы молодежного объединения, но с другой стороны – ограничивает его возможности, в частности, например, в получении грантовой поддержки, которая сегодня активно оказывается администрацией Владимирской области.

На базе образовательных учреждений области действует 595 детских общественных объединений, в которых насчитывается более 42 тысяч школьников в возрасте 10-14 лет, объединённых в 21 муниципальную детскую общественную организацию.

Муниципальные детские общественные организации объединены в детское общественное движение области «Созвездие льва».

Детские организации, как правило, имеют определенную направленность своей деятельности, среди которых можно выделить следующие:

- патриотическая направленность – 210 организаций;

- экологическая –190;

- творческая –130;

- информационно – коммуникативная- 9;

- другая – 56.

Вышеназванные общественные организации функционируют на базе учреждений общего и дополнительного образования, клубов по месту жительства, учреждений культуры и спорта. Организационная, информационная и методическая помощь детским общественным организациям оказывается силами сотрудников Департамента образования администрации Владимирской области и администраций муниципальных образований.

Важно отметить, что в области сложилась практика наставничества и системного педагогического регулирования детского общественного движения, в том числе:

- действует областной координационный Совет по взаимодействию с детскими общественными объединениями при Департаменте образования администрации области, состоящий из координаторов муниципальных детских общественных объединений;

- ежеквартально проводятся заседания Совета, практикуется проведение встреч лидеров детского общественного движения «Созвездие льва» в муниципальных образованиях области;

- ежегодно проводится профильная смена актива детских общественных объединений на базе загородного оздоровительного лагеря;

- проводятся отчётно-выборные конференции детских общественных организаций, фестивали детских общественных объединений, действуют школы актива, практикуется проведение общих сборов, слётов, заседаний парламентов (детская и взрослая палаты), советов руководителей, форума «Мы вместе», ежемесячных конкурсов, социально-значимых акций, в т. ч. регионального этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России», где учащиеся разрабатывают и реализуют проекты, направленные на создание школьных музеев, повышение правовой грамотности и правовой культуры, организацию досуга членов детских объединений, решение проблем экологии и благоустройства окружающей среды, социально-экономического развития общества, профилактики асоциального поведения детей и подростков.

В муниципалитетах области сложилась практика взаимодействия детских общественных объединений с муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, молодёжной политики, культуры, физической культуры и спорта, ГИБДД УВД, отделами ЗАГС, Молодёжными парламентами муниципальных образований, Военным комиссариатом области, воинскими частями, вузами, ссузами, советами ветеранов войн, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов, общественными и государственными органами и организациями.

Подводя итоги проведенному анализу роли общественных организаций как неотъемлемой части социального института гражданского общества в воспитании детей и молодёжи, мы можем сделать следующие выводы:

1. Очевидно, что участие детей и подростков в общественной жизни своего класса, школы, города и региона закладывает основу их гражданской позиции и личностного восприятия окружающего мира и себя в нем, дает представление о реакции взрослых на их инициативы, воспитывает чувство ответственности, патриотизма, милосердия. Такая деятельность является, по сути, «репетицией» последующей «взрослой» деятельности, а иногда и предопределяет выбор жизненного пути. В этом случае мы создаем реально действующий механизм, названный Президентом РФ В.В.Путиным «механизмом российской общественной инициативы».

2. Следует констатировать, что все предпосылки для развития массового детского и молодежного движения в регионе сложились, а это значит, что формирующееся детское и молодежное общественное движение может стать прочным фундаментом развития формирующегося социального института гражданского общества Владимирской области.

3. На сегодняшний день создано большое количество общественных организаций, объединяющих экспертное сообщества профессионалов. Так, на протяжении ряда лет работает ВРО ООО «Всероссийское педагогическое собрание» (председатель – К.Ю. Ковалев), набирает обороты деятельность созданного в 2013 году регионального отделения общественной организации «Воспитатели России» (председатель – С.Ф. Мангушева), в 2013 году создано ВРО ООО «Российская ассоциация содействия науке», одним из направлений деятельности которой является популяризация научного знания в детской и молодежной среде.

4. Хотелось бы доложить, что Союзом женщин Владимирской области совместно с Фондом «Мама», Общественной палатой и экспертным сообществом начата работа по созданию государственной программы Владимирской области «Духовно-нравственное воспитание населения Владимирской области». Предлагаю всем заинтересованным коллегам подключиться к этой работе и внести свой вклад в развитие института воспитания во Владимирской области.

5. Безусловно, большая заслуга в процессе вовлечения учащихся в общественную деятельность принадлежит учителям, педагогам, воспитателям, организаторам, сотрудникам образовательных и воспитательных учреждений всех структур, методистам и руководителям. Всем низкий поклон!

И в этой связи, безусловно, необходимо предусмотреть меры, направленные на дальнейшее совершенствование системы подготовки педагогических кадров (это особая тема разговора!) и особо на новое направление подготовки кадров – руководителей детских общественных объединений.

Дорогие коллеги!

Как любим говорить мы, учителя, своим ученикам: перед нами открыто много новых дорог! И все наши дороги в начале каждого учебного года так или иначе идут только в одном направлении – в направлении душ и сердец наших детей.

Великий мыслитель Иммануил Кант говорил: «Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание». Только при объединении усилий общественности, власти и педагогического сообщества мы можем сформировать достойный человеческий потенциал нашей Владимирской области и перейти от стадии модернизации нашего образования к получению позитивных и действительно необходимых российскому обществу XXI века социальных эффектов, направленных на развитие социальных институтов, воспитывающих наших детей.

2014 год – знаковый для Владимирской области и педагогического сообщества нашей области. Это год 70-летия Владимирской области и год 95-летия со дня основания во Владимире учительского института (впоследствии – Владимирского государственного педагогического университета). Большинство из нас – выпускники нашей Альма матер. Разрешите поздравить Вас всех, дорогие коллеги, с еще одним наступающим новым учебным годом! Пусть растет и крепнет система образования Владимирской области! Счастья и добра всем Вам, Вашим близким и любимым!

Благодарю за внимание!

 





к списку
 


Общественная Палата Владимирской Области

  Общественная Палата Владимирской Области, © 2010-2022

600000, г.Владимир, Октябрьский пр-т, д.21,
Тел.: 8 (920) 9340464, 8 (920) 9341416


Разработано — romanlazarev.com